Пуанты

Пуанты
Атласные туфельки на ножках балерины – пуанты (от фр. la pointe – кончик) – ее важнейший рабочий инструмент. Именно благодаря им, пуантам, мы наблюдаем этот невероятный эффект легкости танца на кончиках пальцев, без которого балет представить невозможно.

За один спектакль солистка протанцовывает по сцене на пуантах до 11 километров! А ведь еще по несколько репетиций каждый день! Стоит ли говорить, насколько важно, чтобы пуанты были качественно сделаны и правильно подобраны.

Со времени появления первых пуантов (в далеком 1830 году итальянская балерина Мария Тальони станцевала первый в истории балета танец на пуантах) технологии их производства ушли далеко вперед и продолжают постоянно развиваться. Современные пуанты вобрали в себя опыт балерин почти двух столетий и год за годом становятся все более удобными и комфортными.

Если пуанты Марии Тальони представляли собой тапочки с жесткой пробковой  прокладкой, вложенной в носок туфли, то теперь каждый пуант состоит из 54 деталей и изготовление его – многочасовой, сложный процесс.

Верх современной туфельки сделан из атласа, но не того, который можно купить в любом магазине. Этот атлас специально разработанного состава – он должен быть прочным и долго не протираться, и специально подобранного цвета – он должен как можно меньше привлекать внимание зрителя и не бликовать под лучами софитов. Туфелька должна выглядеть как продолжение стопы, зрительно удлиняя ногу.

Внутренняя часть пуантов сделана из бязи, как наиболее гигиеничного материала. Звучит, конечно, не романтично, но после пробежки длиной в 11 км ноги у балерины абсолютно мокрые.

Подошва пуанта вырезается из натуральной кожи, затем все детали заготовки сшиваются между собой.

Далее – самая важная часть, отличающая балетную туфельку от любой другой – жесткий носок, который называют «коробочкой» или «стаканом».

В наше время ее делают не из дерева или пробки, как у Марии Тальони, а из 6 слоев мешковины, проклеенных между собой специальным клеем, рецепт которого каждый изготовитель держит в секрете.

Именно благодаря особому свойству этого клея уже после первой получасовой репетиции под действием тяжести пуанты усаживаются и приобретают форму ноги балерины, хотя при изготовлении пуанты даже не делятся на правые и левые.

После сбора всех деталей в носок будущего пуанта вклеивается «коробочка» и далее самое сложное – мастер должен очень аккуратно вывернуть изделие с изнанки на лицо. Главное – не сместить детали и не измазать их клеем.

Далее специальным гладким молоточком мастер придает туфельке форму пуанта.

Правильно сделанный пуант, будучи надет на колодку, должен стоять самостоятельно.

Но и это еще не все! Готовый пуант отправляется в специальную сушилку на 15 часов, где его доводят до готовности при температуре 50 градусов.

Изготовление пуантов очень сложная и физически тяжелая работа, поэтому все мастера-сборщики в основном мужчины. В день опытный мастер-сборщик собирает не более 12 пар пуантов, а ведь до сборки свою работу делают еще раскройщики, швеи, клееварщики… При всем этом срок сценической жизни пуанта – 1 отделение балета. Да, да! За одно выступление солистка меняет по три и более пар!

Образ балерины для всех неразделимо связан с пуантами. Для самих балерин пуанты – живые. У них есть имена, в Петербурге их называют «ковками» и «касками», московские балерины зовут их «пальцами». Как и люди, пуанты со временем старятся и в конце своей короткой профессиональной жизни становятся «мертвыми».

Если пуанты падают на пол, это – плохая примета, поэтому на них следует обязательно посидеть.

Каждая балерина знает, что от качества и удобства пуантов во многом зависит успех ее выступления, поэтому все пуанты подбираются индивидуально.

При выборе существует много нюансов: необходимо определиться с полнотой, жесткостью, подъемом, закрытостью и моделью.

Посмотреть и заказать интересующую Вас обувь для балета Вы можете в нашем каталоге.